Приветствую Вас, Гость | RSS|Выход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Книги » Уроки от Михаила Горбачева » Двигай собой! (Самоучитель безопасного вождения. Современный стиль)
Двигай собой!
KotДата: Среда, 27.01.2010, 17:01 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 98
Репутация: 666
Статус: Offline
Двигай собой!
Уроки Михаила Горбачева

Описание профессиональных трюков, приёмов и техники экстремального управления автомобилем.

Когда под колесами автомобиля скользкое покрытие, он плохо слушается руля - это факт. Но РАЛЛИСТЫ отлично справляются со своими стальными конями на любом скользком покрытии, даже на льду. Трюки, о которых вы сейчас узнаете, не просто развлечение и не лишний шанс помять бок своей машине в случае неудачной попытки "двинуть собой", а в данном случае - кузовом своего автомобиля. Это, прежде всего, отличная тренировка, которая поможет почувствовать все тонкости поведения автомобиля на льду. Запомните золотое правило Мастера руля и педалей: " гололёд не страшен тому, кто умеет искусственно вызывать занос и снос осей автомобиля". Поясним: имеется ввиду занос задней оси и снос передней. Итак, нашли подходящую безопасную площадку, покрытую льдом или снегом, и начали тренироваться. Начнём с самого простого: эффектного "полицейского разворота" задним ходом.
1. РАЗВОРОТ НА МЕСТЕ ЗАДНИМ ХОДОМ

Начните движение задним ходом, управляя автомобилем одной рукой, развернув туловище в пол-оборота и положив правую руку на спинку пассажирского сидения. Разогнав автомобиль до скорости 30-40 км/ч, резко выжмите сцепление и как можно резче крутаните руль. Начнётся мощный снос передней оси и эффектное вращение автомобиля вокруг задней оси: фонтаны снежных хлопьев взлетят вверх. Тут же резко крутаните руль обратно! Контролировать вращение можно скоростью возвращения руля в исходное положение ( когда колёса смотрят прямо), а приостановить - нажатием на педаль тормоза. Ваша задача точно развернуть машину на 180 градусов - не больше и не меньше! Имейте в виду, что "швырнуть" машину при движении задним ходом вокруг задних колёс очень просто, если мотор расположен спереди. В этом случае он является как бы балластом-противовесом, придающим автомобилю сильное вращательное движение. А если у вас Porsche модели 911 или старый "горбатый" Запорожец, - автомобили у которых всё наоборот и моторы сзади, от выполнения подобного трюка лучше воздержаться. Швырнуть лёгкий кузов вокруг тяжёлого мотора не так просто!
2. РАЗВОРОТ НА МЕСТЕ ПЕРЕДНИМ ХОДОМ

Теперь разучим разворот на 180 градусов при движении передним ходом. Разгоняем автомобиль на первой передаче до скорости в 30-40 км/ч и одновременно с резким поворотом руля "выжимаем" педаль сцепления. Теперь резко "поддергиваем" рычаг ручного тормоза, не забыв удерживать кнопку фиксации в нажатом положении, чтобы ручка не зафиксировалась или не "защёлкнулась" в верхнем положении. Тут же начнётся мощный занос задней оси, и автомобиль развернётся буквально на месте задней осью вперед. Если в этот момент выжать сцепление, то двигатель не заглохнет. Это особенно важно, если вы вальсируете на заднеприводной машине. Можно прибавить оборотов и, бросив педаль сцепления снова сорвать задние колёсе в занос и описать полные 360 градусов. А можно вальсировать в прямом смысле.
3. В РИТМЕ ВАЛЬСА ( разворот на 360 градусов).

Делаем все действия так как при развороте на 180 градусов передним ходом, а когда машина почти развернулась, выжимаем сцепление и включаем заднюю передачу. Остановить вращение, чтобы машина осталась " в створе", то есть, на одной линии с первоначальным направлением разгона можно вовремя нажав на педаль тормоза. Теперь начинаем разгоняться задним ходом. Если удалось избежать остановки после первого разворота - это высший класс! Точно так же крутим "полицейский разворот" задним ходом, потом разворот передним и так далее, пока хватит длинны площадки. Гарантируется похвала ваших друзей и близких, которые гарантированно с этой минуты будут называть вас каскадёром или кудесником за рулём. На самом деле после нескольких тренировок, когда у вас выработается правильный алгоритм действий и вы сможете крутить развороты особенно не задумываясь, то есть действуя на подсознательном уровне, вы с удивлением обнаружите, что это очень легко! Главное не отломать рычаг "ручника" и не оборвать трос.

УСТРОЙСТВО "НАСТОЯЩИХ РУЧНИКОВ"
На самом деле - "ручник" очень важное приспособление для настоящей раллийной машины. Чтобы в порыве гоночной страсти не отломать ручку и не порвать трос, на гоночных машинах ручной тормоз приводится в действие не тросиком, как на гражданских авто, а гидравликой, как рабочие тормоза. Сам рычаг делается усиленным, а главное - это кнопка. Её механизм сделан наоборот: когда гонщик ( а иногда это делает штурман ) дёргает за рычаг чтобы закинуть задок машины и вписаться в узкий разворот, например, на горной трассе, он вообще не трогает эту кнопку. Это незачем: "ручник" не фиксируется в поднятом положении. А когда машину надо, в самом деле, затормозить ручником, например на старте скоростного участка, который даётся на подъёме, кнопку надо нажать и рычаг зафиксируется в поднятом положении. Стартовать "как на ралли" лучше всего, на скользком грунтовом, снежном или ледяном покрытии, если сумеете такое отыскать. Тем не менее, делается это так: " поставьте машину "на ручник", отпустите сцепление до момента, когда оно начнёт "брать" и прибавьте "газ". Для старта, - отпустите "ручник"! Весь вопрос в том, насколько прибавлять газ и насколько резко или плавно отпускать ручник? Во всяком случае, это дело опыта и практики. Что это даёт? Быстрый и надёжный старт с минимальной пробуксовкой на сыпучем и скользком покрытии. При отточенной технике позволяет тронуться с места очень быстро и настолько плавно, что из стакана с Колой, который держит ваш пассажир в руке, не прольётся и капли. "Если бы зимой все водители применяли "раллийный" старт на обычных дорогах, то пробок было бы значительно меньше", - воскликнул бы прагматик на этом месте. Нет, это уже из области фантастики. Спокойно: такой старт применяют только единицы искушенных мастеров и не будем забывать, что на раллийных машинах "ручник" с гидравлическим приводом.
4. ПРОХОЖДЕНИЕ ПОВОРОТА С ТОРМОЖЕНИЕМ

Имеется в виду торможение левой ногой. Что это такое? Это буквально и есть торможение левой ногой. Техника картингистов и пилотов Формулы 1, позволяющая им уменьшить время реакции пилота при торможении и лучше сбалансировать болид на входе в поворот. Здесь не надо путать кольцо и ралли. Раллисты используют этот приём вместе с педалью "газа", чтобы мощно и эффектно забросить задок машины перед медленным 90-градусным поворотом. Учить заочно приёмам прохождения поворотов со сносом всех четырёх колёс, а-ля Шумахер, на страницах журнала было бы наивным. Что дает торможение левой ногой? Этот приём сокращает время вашей реакции на 0,5 сек., что уменьшает тормозной путь при торможении со скорости в 100 км/ч. на целых девять метров. Предостережение! Обычно левая нога водителя не имеет особого "чувства тормоза". Чтобы развить его надо много тренироваться, а делать это лучше всего за рулем прокатного карта. Торможение левой ногой для того, чтобы "забросить" задок автомобиля в скользком повороте, где управляемые колёса не слушаются руля применяется на переднеприводных или полноприводных автомобилях. Делается это так: При подъезде к девяностоградусному повороту водитель поворачивает руль в сторону поворота и тут же, не сбавляя газ, дотрагивается до тормозной педали левой ногой. Задние колёса блокируются, их шины скользят и задняя ось уплывает в сторону, разворачивая кузов автомобиля передними колёсами в поворот. В этот момент водитель выравнивает руль и прибавляет газ. Автомобиль послушно устремляется в сторону выхода из поворота и делает это с ускорением! Если поворот достаточно крутой, а скорость небольшая, развернуть кузов машины в сторону поворота можно и при помощи ручного тормоза.
5.ПОВОРОТ В СИЛОВОМ ЗАНОСЕ

Силовой занос отличается от заноса, вызванного торможением тем, что он провоцируется пробуксовкой ведущих колёс. И ещё тем, что машина в повороте управляется не рулём, а газом. Само собой разумеется, что такой способ применяется для прохождения скользких поворотов на заднеприводных автомобилях. При подходе к повороту, точнее перед самым поворотом газ надо бросить как можно резче. В момент резкого сброса газа, задняя часть машины становится легче - вес перераспределяется вперёд. С одной стороны это загружает передок и машина лучше реагирует на повернутые в сторону поворота передние колёса, а с другой разгружает задние, их сцепление резко снижается и начинается занос задней оси. Именно в этот момент гонщик и прибавляет газ, поддерживая заднюю ось в силовом контролируемом заносе. Руль вывернут, разумеется, в сторону заноса, а траектория выстраивается больше работой газом, чем рулём. Рулём делаются небольшие резкие "подруливания": туда-сюда, туда-сюда, да и только. Больше газа - больше разворот автомобиля вокруг своей оси, сброс газа - машина пытается выравниваться. Как только показался створ выхода из поворота, - гонщик прибавляет газ, а руль возвращает в исходное положение - когда колёса смотрят прямо.
6. ПОВОРОТ С КОНТРСМЕЩЕНИЕМ

Такая техника необходима, если машина неохотно поворачивает или сцепление зимних шин с покрытием дороги хорошее ( например, при сочетании: шипы и твердый снежный наст) . Контрсмещение исполняется так: на подходе к повороту гонщик тормозит и тут же, резко поворачивает в сторону, противоположную повороту. Машина "ставится", как говорят автогонщики поперёк дороги, но не в сторону поворота. Со стороны может показаться, что пилот перепутал повороты и думает что перед ним не правый, а левый поворот, или наоборот. Но, буквально через секунду гонщик ( отпустив тормозную педаль) поворачивает руль в сторону поворота и используя инерцию кузова для его вращения ставит машину поперёк дороги теперь уже в нужном положении. Далее следует силовой занос, который, как мы уже знаем, поддерживается газом и автомобиль далее газом ( а не рулём) и управляется. Самое главное на входе выполнить само контрсмещение чисто и вовремя. Но раллисты часто задерживаются, зависают в заносе, и это - супер! Со стороны такой трюк смотрится более чем впечатляюще, и очень любим болельщиками на ралли. Если под колёсами очень скользко - от выполнения этого приёма следует воздержаться. Дело в том, что сила броска кузова будет слишком сильной, и удержать машину в силовом заносе не удастся - её кузов начнёт разворачивать дальше на 180 градусов. В этот момент остаётся только выжать педаль сцепления и ждать:

СЛОВО ПРОФЕССИОНАЛУ
Александр Сотников, мастер спорта России, чемпион России 2004 года по трековым автогонкам, серебряный призер 2004 года в классе "туринг лайт".

Признаюсь: я стараюсь скользить зимой везде, где можно и где нельзя. Конечно, лучше выезжать поздно ночью, когда движение минимальное, чтобы никого не испугать и никому не помешать. Часто бывает так: вижу, что на дороге блестит лёд - очень скользко, разумеется, снижаю скорость, причём основательно, с запасом. И вдруг оказывается, что еду всё равно очень быстро для этого скользкого места - здесь просто каток! Чудом вписываюсь в поворот и думаю: " Ничего себе фишка! А если бы я ехал быстрее?" Бывает, что, и диск колеса об бардюр загнёшь. Но это не потому, что ездить не умеешь, а потому, что ехал слишком быстро там, где не надо было этого делать. Всегда зимой удивляюсь беспечности водителей - это же очень опасно надеяться, что машину не понесёт! Это обязательно рано или поздно случится. Мы, автогонщики носимся по льду с головокружительными скоростями, боремся за десятые доли секунды, нарушаем законы гравитации, а водители не могут в гололёд безопасно доехать из точки "А", в точку "Б". Как только выпадает снег, я обязательно тренируюсь на площадке! Надо уметь вызывать занос, снос, словом двигать кузовом автомобиля. Настоящий мужчина, живущий в России, просто обязан уметь безопасно ездить в гололёд! Всем желаю удачных тренировок.

Важно понять, как перераспределяется вес машины при торможении или при резком сбросе газа. Водитель увидел скользкий поворот, испугался и бросил газ. Он и до педали тормоза дотронуться не успел, а машину уже закрутило. Теперь мы знаем почему. Вес перераспределился вперёд, и задние колёса потеряли сцепление. Вывернуть бы руль в сторону заноса и смело нажав на газ, пройти поворот "веером"! Но, увы, обычные водители не умеют делать этого, а учиться обычно не считают нужным. Ну, причём здесь тридцатилетний стаж, если водитель не освоил элементарных приёмов управления автомобилем на льду. Или другой пример: все знают, что руль надо вывернуть в сторону заноса. Это так. Но крутить его надо обратно, не дожидаясь реакции автомобиля. Иначе будет поздно, и машина пойдёт в ритмический занос - влево, вправо с увеличивающейся амплитудой и точно вылетит с дороги. Если одного резкого поворота руля в сторону заноса недостаточно, можно и нужно снова повернуть его и тут же резко вернуть в исходное положение. Да, именно резко. Чтобы не спровоцировать занос или снос рулить надо очень плавно, если не сказать нежно, но если машина заскользила, прервать скольжение лучше резкими движениями. Так машина будет послушней отзываться на них. А с педалью газа в гололёд надо всегда обращаться нежно. И резкое нажатие на педаль газа и резкий сброс газа приводят к заносу!

 
Форум » Книги » Уроки от Михаила Горбачева » Двигай собой! (Самоучитель безопасного вождения. Современный стиль)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Бесплатный хостинг uCoz